История создания подшипниковых заводов СССР: ГПЗ-9
Довоенные годы
История ГПЗ-9 началась ещё задолго до основания ГПЗ-4. В 30-х годах на станции Безымянка стоял Куйбышевский завод запасных частей им. Куйбышева (КЗЗЧ им. Куйбышева), на котором изготавливались запчасти для ремонта ж/д транспорта.
Военное время, перерождение завода
Осенью 1941 года началась эвакуация первого подшипникового завода из Москвы в Самару (ранее Куйбышев). Основную часть оборудования разместили в зданиях Линдовского военного городка. Но территория была плохо приспособлена под производство, особенно высокоточных деталей, поэтому в этом же году заводу в дополнительное распоряжение выдали площади КЗЗЧ им. Куйбышева на Безымянке. Здесь был налажен выпуск конических роликовых подшипников, которые использовались в военной технике, например, в танках Т-34. Первый подшипник для этого легендарного танка был выпущен 18 марта 1942 года. Именно эту дату принято считать рождением нового предприятия.
За военные годы на заводе было выпущено 2 млн танковых, 630 тыс. авиационных и 260 тыс. автомобильных подшипников. Также предприятие выпускало военную продукцию: снаряды, гранаты, мины и т. д.
Послевоенное время - из филиала в независимое предприятие
Весной 1946 года филиал на Безымянке получил статус независимого предприятия и стал называться ГПЗ №9. Завод в Линдовском городке стал ГПЗ №4.
Производство активно развивалось, строились новые цеха. В послевоенное время ГПЗ-9 выпускал роликовые конические, роликовые цилиндрические повышенной точности и специальные подшипники, которые использовались в сельскохозяйственной, автомобильной промышленности и станкостроении. В 1948 году продукция завода стала экспортироваться в другие страны. В те же годы на предприятии был собран первый крупногабаритный подшипник диаметром 500 мм.
К 1977 году ГПЗ-9 демонстрировал впечатляющие показатели. На заводе выпускалось более 900 типоразмеров подшипников размером от 52 мм до 2800 мм, весом от 143 грамм до 10 тонн. Продукцией завода были обеспечены более 2100 предприятий страны, осуществлялся экспорт в 30 стран мира. Предприятие было признано лидером в производстве крупногабаритных подшипников в СССР. Силами завода было построено множество жилых домов, детских садов.
Как перестройка отразилась на судьбе завода
Перестройка, новые времена и новые правила игры уничтожили множество предприятий. ГПЗ-9 был приватизирован и преобразован в ОАО «Самарский подшипниковый завод».
Руководство планировало объединить все региональные подшипниковые предприятия в одно. К концу 90-х планы начали осуществляться. Долгие переговоры с руководством преобразованного ГПЗ-4 в АО «ШАР» привели к интересному результату: СПЗ установил полный контроль над заводом подшипников общего назначения, сохранив за собой блокирующий пакет на заводе специальных подшипников.
Дела на СПЗ шли хорошо, в 1997 году на заводе было изготовлено 9,5 млн подшипников, почти половина которых активно экспортировалась в другие страны.
Последние годы великого предприятия
В начале двухтысячных было создано предприятие «СПЗ-групп», в которой головным предприятием стал «Самарский подшипниковый завод». Но его рентабельность стремительно падала. Предприятие обросло долгами. Плачевная ситуация начала отражаться на работниках – были регулярные задолженности по зарплате. В 2014 году СПЗ вошло в процедуру банкротства. Через несколько лет в 2018 году завод признали банкротом. Тысячи людей потеряли работу. Подшипниковая империя, созданная в Самаре, распалась.
В 2020 году возбудили уголовное дело по факту преднамеренного банкротства СПЗ. Сейчас недвижимость и оборудование бывшего промышленного гиганта распродаются.