Начало подшипникового производства в России
После революции 1917 года предприятие было национализировано, а производство временно остановлено. Но уже в 1923 году завод был сдан в концессию, и производство подшипников вновь наладили. До 1932 года это было единственное предприятие, производившее подшипники в России.
В 1932 году был построен ещё один подшипниковый завод в Москве. Для его строительства были привлечены американский концерн «Тимкен» и итальянская компания «РИВ». В то время предприятиям было принято давать номера. Новое производство получило первый номер и стало называться «Первый государственный подшипниковый завод», хотя исторически он являлся вторым. Буквально через год шведский завод был переименован во «Второй государственный подшипниковый завод», когда истек срок концессии. На ГПЗ-2 в начале 30-х годов обучались 1139 человек для работы на ещё строившемся ГПЗ-1.
19 января 1932 года на ГПЗ-1 была собрана первая партия подшипников. Планировалось, что завод будет выпускать 24 млн. подшипников в год. К 1936 году предприятие в 1,5 раза перевыполнило план по выпуску продукции и стало одним из крупнейших в мире производителей подшипников. Новый завод выпускал широкий ассортимент продукции - подшипники качения, крупногабаритные подшипники, сепараторы, специальные подшипники и другие. В довоенные годы ГПЗ-1 стал ключевым поставщиком подшипников для всей советской промышленности.
Судьбы заводов во время войны
Уже в первые дни Великой Отечественной войны подшипниковые заводы подверглись немецким обстрелам, как стратегически важные объекты. Было принято решение по частям эвакуировать оборудование из Москвы в Саратов, Самару, Екатеринбург и Томск. Так появились новые филиалы: ГПЗ-3 в Саратове, ГПЗ-4 в Самаре, ГПЗ-5 в Томске и ГПЗ-6 в Екатеринбурге. В годы войны новые заводы обеспечивали фронт подшипниками, снарядами и боеприпасами.
Послевоенные годы
После войны ГПЗ-1 восстановил производственные мощности в Москве и вернул себе лидирующую позицию в отрасли. На заводе начала действовать автоматизированная производственная линия. Опыт ГПЗ-1 по автоматизации производства перенимали предприятия США, Швеции и Японии.
ГПЗ-2 в послевоенные годы также успешно развивался вместе с другими подшипниковыми заводами, увеличивая производственный потенциал и расширяя техническую базу.
Все филиалы заводов, открытые в военные годы, успешно продолжили работу по производству и выпуску подшипниковой продукции. Более подробно об их истории мы расскажем в других статьях.