Государственный подшипниковый завод № 4: вехи военных лет
Сегодня расскажем про эвакуацию завода из Москвы в Самару и выпуск первой продукции для оборонных предприятий страны.
ГПЗ-4 основали в Самаре, в 40-е годы прошлого века это был город Куйбышев. Однако история четвертого подшипникового завода началась в Москве.
Эвакуация ГПЗ-1 и рождение ГПЗ-4
Уже в первые дни войны московский ГПЗ-1 был атакован бомбардировками немецких летчиков. Было принято решение в срочном порядке эвакуировать предприятие. Перенести все рабочие мощности московского завода в один город оказалось невозможно. Так ГПЗ-1 расформировался на несколько филиалов, один из которых расположился в городе Куйбышев.
В июле 1941 года делегация ГПЗ-1 отправилась в Куйбышев на осмотр двух потенциальных площадок для нового завода. Поездка принесла одни разочарования, обе территории были не пригодны для размещения производства.
Тогда председатель обкома Михаил Канунников предложил делегации рассмотреть Линдовский военный городок в качестве территории для нового завода. В городке находилось около 120 зданий - трехэтажные кирпичные казармы и деревянные сараи. Бывшие военные казармы было сложно сравнить с московским заводом, но в Куйбышеве не было более подходящих вариантов для размещения.
8 сентября 1941 года в Куйбышев на баржах по Волге и по железной дороге прибыло первое оборудование эвакуированного ГПЗ-1. Большую часть оборудования приходилось разгружать вручную, вес каждого станка составлял от 1,5 до 6 тонн. Самое тяжелое оборудование до Линдовского городка доставляли на тракторах и автомашинах, а груз полегче – на конной тяге
.
Доставленное оборудование оставалось ещё смонтировать. На этом этапе возникли новые трудности. Казарменные помещения были не приспособлены под размещение цехов. Стойки, поддерживающие кровлю, нужно было сносить, потому что они мешали разместить оборудование. Потолки во многих зданиях были слишком низкие, станки не проходили в них по габаритам.
Электричества от двух трансформаторных подстанций мощностью около 150 киловатт было недостаточно для запуска предприятия. Было решено прокладывать кабель к Самарской ГРЭС. Под кабель пришлось вручную прокапывать 5,5-километровую траншею.
Перед коллективом завода стояла непростая задача: в сжатые сроки осуществить строительные и монтажные работы, необходимые для организации сложного подшипникового производства.
Главный поставщик подшипников для оборонных предприятий страны заработал
Уже спустя 2 месяца ГПЗ-4 был готов к запуску. 21 ноября 1941 года были собраны первые 3000 подшипников. Именно эта дата считается датой основания завода.
Производство быстро росло и к концу 1941 года было собрано 62 000 подшипников. В 1942 году ГПЗ-4 обеспечивал танковыми и авиационными подшипниками главные оборонные предприятия страны. За годы войны завод выпустил более 57 млн единиц продукции.
23 января 1943 года ГПЗ-4 был награжден орденом Ленина. А в январе 1945 года заводу было вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны СССР.
В июне 1945 года на предприятии работало 9715 человек. ГПЗ-4 занимал четвертое место по числу рабочих в Куйбышевской области и пятое место по стоимости валовой продукции.