Невозможно не заметить совершенство шариков подшипника. Они должны быть идеально гладкие и круглые. От «правильного шарика» зависит многое – не только срок жизни подшипника, но и качество его работы (шумовые и виброакустические характеристики), а также отличное скольжение. Как же из простой проволоки делают сверкающие металлические шарики?
Первое оборудование для шлифовки шариков разработал и запатентовал еще в 1883 году немецкий инженер Фридрих Фишер, что позволило начать массовое производство абсолютно круглых и гладких шаров из стали. С тех пор этот процесс становился все совершеннее. Современная технология обработки металла до идеальной гладкости довольно сложна, важен каждый микрон.
Процесс изготовления начинается с нагрева и нарезки заготовок. Затем проходит горячая или холодная формовка в специальном станке, где имеются металлические углубления в форме полушарий. Стальные диски смыкаются на проходящих через станок заготовках, создавая форму шара. Для обработки используется огромное давление, до 20 тонн. Но это пока не наш идеальный шар. У заготовок остаётся посередине круг, напоминающий кольца Сатурна.
Второй этап – обработка заготовок. Сначала их обрабатывают грубым абразивным материалом, а затем отправляют на термическую закалку и отжиг в специальные печи, где шарикам придают необходимую твердость (от 60 до 62 по шкале Роквелла).
Затем, чтобы шарикам придать идеальную форму, их шлифуют. Станок сначала отделяет лишние ободки, а затем шарики начинают вращаться между двумя толстыми металлическими листами. Один из листов неподвижен, а второй движется по кругу. Здесь шарики проходят сложный путь по специальным желобам. Чтобы детали получились одного размера, им необходимо пройти много желобов. На этом этапе достигается точность размеров шариков до 10 микрон.
Финальный этап – промывка. Затем шарики проверяют на качество и упаковывают для сборки подшипников.
В процессе изготовления шариков важен каждый шаг. Качество складывается из деталей.