Основные правила обращения с подшипниками качения
- транспортные средства и упаковка подшипников должны соответствовать требованиям к транспортировке раздела 11 ГОСТ 520-2011;
- при выгрузке и транспортировке подшипников и подшипниковых узлов не допускать падения, столкновения, резких поворотов, торможения, ускорения и иных факторов, вызывающих резкие динамические нагрузки.
2. При хранении:
- условия хранения подшипников должны соответствовать требованиям к хранению подшипников, изложенным в разделе 11 ГОСТ 520;
- подшипники должны храниться только в упаковке и временной противокоррозионной защите, выполненной изготовителем, в закрытом, отапливаемом, вентилируемом помещении при температуре (20±5)°С, относительной влажности воздуха не более 60%.
- гарантийный срок хранения подшипников в негерметичной упаковке при соблюдении требований раздела 11 ГОСТ 520 к условиям хранения составляет 12 месяцев от даты консервации, для подшипников в герметичной упаковке – 24 месяца. В технически обоснованных случаях правила и сроки хранения могут быть согласованны отдельно.
3. При монтаже:
- непосредственно перед монтажом в узел подшипники открытого типа необходимо промыть в чистом бензине, просушить и смазать тонким слоем смазки (поворот подшипников в сухом состоянии категорически запрещен);
- непосредственно перед монтажом сопрягаемые с подшипником поверхности валов и корпусов должны быть тщательно промыты, просушены и смазаны тонким слоем смазки;
- подшипники, имеющие защитные шайбы и уплотнения, протереть чистой безворсовой тканью, смоченной в бензине;
- потребитель должен обеспечить защиту расконсервированных подшипников от коррозии по внутрипроизводственной инструкции, разработанной потребителем в соответствии с ОСТ 26-01-17487;
- не допускается проводить монтаж вблизи металлорежущих станков и других, производящих загрязнение машин;
- перед монтажом подшипников монтажные поверхности корпусов и валов должны быть проверены на соответствие требованиям ГОСТ 3325 к диаметрам и форме, а также на отсутствие забоин, царапин, коррозии и заусенцев;
- должно быть проверено соответствие отклонений соосности всех посадочных поверхностей, расположенных на одной оси, требованиям ГОСТ 3325;
- при монтаже подшипников усилие напрессовки должно передаваться только через напрессовываемое кольцо, через внутреннее – при монтаже на вал и через наружное – в корпус;
- категорически запрещается передача монтажных усилий через тела качения и сепаратор;
- после проведения монтажа подшипниковых узлов необходимо проверить правильность взаимного расположения подшипников в опорах одного вала – вал после монтажа должен вращаться от руки легко и свободно;
- если вал вращается туго, необходимо проверить отклонение углов перекоса колец подшипников от требований ГОСТ 3325, соответствие минимального радиального осевого зазора рекомендациям ГОСТ 3325, а также количество смазки в подшипниках отрытого типа (количество закладываемой пластичной смазки должно составлять от 1/3 до 1/2 свободного объема подшипника).
4. При эксплуатации:
- применение и условия эксплуатации подшипников в узлах должны быть согласованы с Поставщиком и осуществляться в соответствии с требованиями раздела 12 ГОСТ 520;
- в процессе эксплуатации подшипников открытого типа необходимо своевременно производить замену смазочного материала, предусмотренного технической документацией;
- не допускать загрязнения подшипника;
- избегать нагрузок, способных вызвать появление местных пластических деформаций поверхностей качения (ударные нагрузки, нагрузки на неподвижный подшипник, близкие по величине его статической грузоподъемности, или длительные вибрационные нагрузки).
При возникновении сбоев в работе подшипника соблюдение вышеизложенных Правил должно быть подтверждено документально установленными Покупателем процедурами.